Основной набор элементов нотации BPMN
Модель и нотация бизнес-процессов (BPMN) — это стандарт для визуализации и проектирования бизнес-процессов. В нем используются различные символы для представления различных элементов процесса. В данной статье представлен полный список символов BPMN с их значениями.
Ознакомьтесь с руководством по BPMN, чтобы узнать о нотации бизнес-процессов и моделирования более подробно.
☞ Что такое BPMN? Простое руководство по нотации моделирования бизнес-процессов. Читать подробнее
Что такое символы BPMN
Символы BPMN (BPMN symbols) — это графические элементы, используемые в диаграммах BPMN для представления различных аспектов бизнес-процессов. Эти символы обеспечивают стандартизированный и наглядный способ документирования, анализа и передачи сложных рабочих процессов и действий в организации.
Символы BPMN (Business Process Model and Notation) можно разделить на несколько основных типов в зависимости от их функций в визуализации бизнес-процессов.
1. Объекты потока в BPMN
Объекты потока (Flow Objects)- это символы, представляющие элементы бизнес-процесса, которые влияют на его течение. Они помогают моделировать последовательность действий (activities), событий (events) и точек принятия решений (decision points) в рамках бизнес-процесса. Они обеспечивают четкое представление того, как протекает процесс, а также условий (conditions) или событий (events), которые вызывают различные действия.
События
События (Events) — это ключевые элементы, которые представляют собой события или состояния в рамках бизнес-процесса. События играют важнейшую роль в моделировании потока действий (flow of activities) и определении (defining) реакции процесса на внешние стимулы или триггеры. Существует три основных типа событий BPMN:
- Стартовые события (Start Events)
- Промежуточные события (Intermediate Events)
- Конечные события (End Events)
Стартовые события
Стартовые события (Start Events) отмечают начало процесса. Они представляют собой точки, в которых инициируется процесс. Существует несколько типов стартовых событий, в том числе:
- Без стартового события (None start event): Процесс начинается немедленно без внешнего триггера.
- Событие запуска сообщения (Message start event): Процесс запускается при получении сообщения.
- Событие запуска по таймеру (Timer start event): Процесс запускается по заранее определенному времени или таймеру.
- Условное событие запуска (Conditional start event): Процесс запускается на основе заданного условия.
- Событие запуска по сигналу (Signal start event): Процесс запускается в ответ на получение сигнала.
- Несколько событий запуска (Multiple start events): Запуск процесса может быть вызван несколькими событиями, и любое из них может инициировать процесс.
Промежуточные события
Промежуточные события (Intermediate events) происходят между началом и окончанием процесса. Они представляют собой точки, в которых что-то происходит во время выполнения процесса.
- Промежуточное событие сообщения (Message intermediate event): Представляет собой получение или отправку сообщения во время выполнения процесса.
- Промежуточное событие таймера (Timer intermediate event): Представляет собой промежуточную точку в процессе, основанную на таймере или определенном времени.
- Условное промежуточное событие (Conditional intermediate event): Представляет промежуточную точку, основанную на заданном условии.
- Сигнальное промежуточное событие (Signal intermediate event): Представляет собой появление сигнала во время процесса.
- Промежуточное событие ссылки (Link intermediate event): Представляет собой использование звена для соединения различных частей процесса.
- Компенсационное промежуточное событие (Compensation intermediate event): Представляет собой инициирование действий по компенсации в случае ошибки или исключения.
- Промежуточное событие ошибки (Error intermediate event): Представляет состояние ошибки во время процесса.
Завершающие события
Завершающие события (End events) отмечают завершение или окончание процесса. Они представляют собой точки, в которых процесс завершает свое выполнение. Существует несколько типов конечных событий, в том числе:
- Нет события завершения (None end event): Процесс завершается без какого-либо конкретного результата.
- Событие завершения сообщения (Message end event): Процесс завершается отправкой сообщения.
- Конечное событие ошибки (Error end event): Процесс завершается с условием ошибки.
- Завершить конечное событие (Terminate end event): Процесс завершается внезапно.
- Событие окончания сигнала (Signal end event): Процесс завершается в ответ на сигнал.
- Множественное конечное событие (Multiple end event): Несколько событий завершения могут использоваться для обозначения различных возможных исходов или результатов.
Виды действий
Виды действий (Activities) представлены различными символами, чтобы изобразить различные типы работ или задач в рамках бизнес-процесса. Основными символами действий в BPMN являются:
- Задача (Task): Представляет собой единицу работы, которую необходимо выполнить в рамках процесса. Задачи могут быть атомарными (неделимыми) или разделенными на подпроцессы.
- Подпроцесс (Sub-process): Представляет собой подпроцесс в рамках основного процесса. Подпроцессы позволяют декомпозировать сложные процессы на более мелкие и управляемые компоненты.
- Транзакция (Transaction): Представляет транзакционный подпроцесс, который является специализированной формой подпроцесса. Он следит за тем, чтобы все вложенные действия были успешно завершены или откачены в случае ошибки.
- Вызывающие действия (Call activity): Представляет собой вызов глобального процесса или многократно используемого подпроцесса, определенного вне текущего процесса. Используется для модульной организации процессов и их повторного использования в различных контекстах.
Маркеры действий
Маркеры действий (Activity markers) — это символы или иконки, добавляемые к формам действий BPMN для передачи дополнительной информации о характере или поведении действий.
- Маркер цикла (Loop marker): Указывает, что связанная деятельность (действия) или подпроцесс должны повторяться в цикле до тех пор, пока не будет выполнено определенное условие.
- Маркер параллельных экземпляров действий (Parallel marker): Указывает, что задачи в рамках подпроцесса могут выполняться параллельно.
- Специальный маркер (Ad hoc marker): Указывает, что задачи в рамках подпроцесса могут выполняться в любом порядке или повторяться по мере необходимости.
- Маркер компенсации (Compensation marker): Указывает на то, что действия являются компенсационными и связаны с обработкой компенсации за предыдущие действия в случае ошибки.
- Маркер последовательных экземпляров действий (Sequential marker): Указывает на то, что задачи в рамках подпроцесса должны выполняться последовательно.
Типы задач
- Задача отправки сообщения (Send task): Представляет собой задачу, которая отправляет сообщение или сигнал другому процессу или участнику.
- Задача получения сообщения (Receive task): Представляет задачу, которая ожидает получения сообщения или сигнала, прежде чем приступить к выполнению.
- Пользовательская задача (User task): Представляет собой задачу, требующую взаимодействия с человеком. Обычно ее выполняет работник, обладающий знаниями, или конечный пользователь.
- Ручная задача (Неавтоматизированная)(Manual task): Представляет собой задачу, которая выполняется вручную человеком, но она менее специфична, чем пользовательская задача.
- Задача бизнес-правила (Business rule task): Представляет собой задачу, основанную на бизнес-правилах или логике принятия решений. Часто используется для принятия решений в рамках процесса.
- Задача-сервис (Service task): Представляет собой автоматизированную задачу, выполняемую программным сервисом или системой. Она может включать в себя взаимодействие с внешними системами.
- Задача-сценарий (Script task): Представляет собой задачу, которая выполняется на основе заранее определенного сценария или языка сценариев. Как правило, она автоматизирована.
2. Логические операторы
Логические операторы BPMN (BPMN gateways) — это символы, используемые для моделирования точек принятия решений и управления течением бизнес-процесса. Шлюзы (или логические операторы) определяют, какой путь должен пройти процесс, исходя из определенных условий или событий.
- Оператор исключающего ИЛИ, управляемый данными (Exclusive gateway): Представляет собой точку принятия решения, в которой может быть использован только один из исходящих путей. Решение принимается на основе оценки условий, связанных с каждым исходящим потоком последовательности.
- Оператор ИЛИ (Inclusive gateway): Представляет собой точку принятия решения, в которой может быть принято несколько путей на основе оценки условий, связанных с каждым исходящим потоком последовательности. Принимаются все пути с истинными условиями.
- Оператор И (Parallel gateway): Представляет собой точку, в которой несколько путей могут быть выбраны одновременно без оценки условий. Используется для параллельного выполнения действий.
- Сложный оператор (Complex gateway): Представляет собой более сложную точку принятия решения, где условия и правила могут включать в себя комбинацию логических операторов. Позволяет использовать более сложную логику принятия решений.
- Шлюз на основе событий (Event-based gateway): Представляет собой точку принятия решения, основанную на событиях. Он используется, когда течение процесса зависит от наступления определенных событий, таких как получение сообщения или событие таймера.
- Эксклюзивный шлюз на основе событий (Exclusive event-based gateway): Аналогичен шлюзу на основе событий, но обеспечивает исключительное принятие решений на основе событий. В зависимости от первого события может быть выбран только один путь.
- Параллельный событийный шлюз (Parallel event-based gateway): При наступлении всех последующих событий запускается новый экземпляр процесса.